Спутниковый мониторинг (ГЛОНАСС/GPS) для транспортных компаний

Все наслышаны о ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) и GPS (Global positioning system, система глобального позиционирования), многие оценили удобство технологий и уже используют персональные навигаторы в личных автомобилях. Но как от данных систем получить отдачу в транспортном предприятии с большим автопарком? Руководителю предпрития или начальнику соответствующего отдела хочется видеть весь автопарк сразу. Значит, данные с оборудования в машинах должны централизованно собираться и анализироваться в одном месте.

Для задачи сбора информации со всех машин автопарка, каким бы он ни был большим, давно существуют разнообразные решения, которые представляют собой аппаратно-программные комплексы. Рассмотрим подробнее принцип работы таких комплексов (работают они по одинаковой схеме).
В первую очередь транспортные средства, спец. техника или даже неподвижные объекты оснащаются терминалами навигации, которые, по сути, представляют собой всё те же навигаторы, но с некоторыми отличиями:
1. у такого терминала обычно нет экрана для отображения карты, так как нет надобности устанавливать их в кабине
2. терминал оснащён сим-картой для связи, входами для подключения внешних датчиков и долговременной памятью (об этом ниже)

В терминалах настраивается передача данных на сервер поставщика услуг. Данные передаются по GPRS-каналу с помощью сим-карты тем же образом, что и в телефоне. Сразу стоит обратить внимание, что могут возникать сложности с передачей данных в местности, где нет вышек операторов сотовой связи, так как терминал просто не сможет «достучаться» до сервера. Для таких случаев и используется долговременная память — данные накапливаются в «чёрном ящике», а как только связь с внешним миром восстанавливается, они передаются обычным образом. Такой подход обеспечивает целостность данных.

После передачи данных на центральный сервер данные проходят первичную обработку, а затем либо пользователь (потребитель услуги) загружает эти данные на свой сервер, в роли которого обычно выступает обычный персональный компьютер, либо подключается к серверу поставщика услуг, после чего можно работать с полученными данными.

Соединение обеспечивает программная часть комплекса. И если оборудование различных производителей более-менее стандартизировано, то программное обеспечение может отличаться разительно. Именно этому стоит уделить особое внимание при выборе системы мониторинга транспорта, ведь если выходит из строя оборудование, то его можно поменять по гарантии, либо использовать другое совместимое более надёжное оборудование. Но если вас не устраивает программное обеспечение, то в большинстве случаев с этим нельзя ничего поделать, легче перейти на использование другого комплекса. Редко какой поставщик услуг готов пойти навстречу и внести изменения под нужды заказчика, так как это трудоёмко и очень затратно.

Итак, после того как машины автопарка оснащены терминалами, программное обеспечение установлено и настроено, можно приступать к работе. Какие же данные предоставляют терминалы и какие функции можно ожидать от систем мониторинга?
Минимальный стандартный набор данных, предоставляемый программно-аппаратным комплексом невелик, но для большинства ситуаций этого вполне достаточно: местоположение на карте в каждый момент времени, скорость в каждой точке маршрута, курс (направление движения) автомобиля. Уже на основе только этих данных можно достаточно точно считать пробег автомобиля, выявлять отклонения от заданного маршрута, знать начало и окончание рейса, время движения и простоя за любой период времени. Естественно, все эти сведения рассчитываются автоматически и выдаются в форме отчётов.

Как мы видим, минимум базовых данных позволяет контролировать каждую машину в автопарке. Так, зная точный пробег, предприятие существенно сокращает расход топлива, выдаваемого по установленным нормативам. Не секрет, что в путёвках пробег обычно завышается, а спидометр нетрудно и «подкрутить». Даже исправный спидометр считает пробег с изрядной погрешностью 7-14 процентов! Постоянное наблюдение дисциплинирует водителей, не позволяя использовать служебный транспорт в личных целях. Сразу видны перемещения не по установленному графику движения, поздний выезд, ранний заезд, длительный простой и т.д.

Помимо базовых данных, поставщики услуг мониторинга транспорта предоставляют и расширенные сведения, но это зависит как от используемого оборудования, так и от программной части.
Как упоминалось ранее, к терминалам можно подключать внешние датчики. Простейший датчик — датчик зажигания, с помощью которого осуществляется расчёт моточасов (время работы двигателя).
Наиболее же востребованы датчики топлива, ведь одна из главных статей расхода у транспортных компаний — ГСМ. Списание горючего по нормам, исходя из пробега, весьма отдалённо отражает реальный расход топлива транспортом. В большинстве случаев нормы рассчитаны для идеальных условий и никакие поправочные коэффициенты не могут учесть всех особенностей эксплуатации машин.

Существуют различные типы и модели устройств для контроля топлива, но, как правило, используются два типа:
1. ДУТ (датчики уровня топлива) – фиксируют уровень топлива в каждый момент времени. Позволяют рассчитывать остаток топлива, заправки, сливы. Подходят для баков стандартной формы.
2. Проточные датчики (расходомеры) – фиксируют объём топлива, проходящий из бака в двигатель и обратно. Не позволяют рассчитывать уровень топлива, заправки и сливы. Обычно используются, когда невозможно установить ДУТ.

При использовании терминалов навигации на современной технике можно получать данные непосредственно от сети контроллеров автомобиля (CAN-шина). Это обходится дешевле, но показания штатных датчиков менее точные.

Помимо датчиков зажигания и топлива по требованию заказчика устанавливаются датчики дополнительных механизмов. Например, на кран, кузов, отвалы, щётку, пескоразбрасыватель.
Кроме описанных выше функций, могут предоставляться и другие возможности:
1. Геозоны (области на карте). Позволяют фиксировать перемещение и время пребывания машин в определённом месте.
2. Настраиваемые события. По набору условий создаются шаблоны событий. Например, предупреждения о сливе, остановке в запрещённом месте, холостом ходе, длительном простое.
3. Отображение событий на карте, учёт событий.
4. Ведение справочников машин, водителей, грузов прямо в системе мониторинга транспорта.
5. Ведение путевых листов.
6. Интеграция с ERP сторонних разработчиков.
7. Web-интерфейс, версии для мобильных устройств
8. Специальные отраслевые отчёты, отвечающие нуждам заказчика